Спрос на качественные складские площади в регионах будет расти

Качественные складские площадиРынок складской недвижимости в России по-прежнему остается централизованным: более 60% предложений качественных складских площадей сконцентрированы в Московском регионе, что составляет около 8 млн кв.м.

Это связано не только с исторически сложившейся ситуацией, когда все товарные потоки сходятся в столице, но и с отсутствием достаточного предложения в регионах.

В частности, в Екатеринбурге, который по объёму площадей в рейтинге российских городов занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга, с объёмом качествен­ных складских площадей более 700 тыс. кв.м уже с весны текущего года затруднительно подобрать склад класса «А» или «В». В го­товых комплексах вакантных площадей про­сто нет. Строящиеся объекты будут готовы к аренде только в следующем 2014 году и, учитывая растущий спрос на складские пло­щади, вряд ли они серьёзно улучшат ситуа­цию с предложением.

Объёмы нового строительства в Москов­ском регионе в 2013 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом и по про­гнозу на конец года составят около 1 млн. кв.м. При этом дефицит на готовые склад­ские площади по-прежнему сохраняется, к моменту ввода объекта в эксплуатацию все помещения, как правило, уже сданы. При этом ставки аренды устраивают девелоперов и на протяжении последнего года не по­казывают заметного роста.

В регионах ситуация несколько иная: мы видим рост заявленных предложений склад­ских проектов, многие из которых остаются пока на бумаге. Во время резкого спада спроса в 2009 году, по сравнению с Москвой, региональные рынки пострадали сильней, и девелоперы до сих пор относятся к ним с неуверенностью. Местные девелоперы не способны удовлетворить текущий спрос, по­тому что, как правило, площадь строящихся объектов в крупных городах миллионниках не превышает 10.000 — 20.000 кв.м. Ситу­ация складывается неоднозначная: с одной стороны, арендаторы нуждаются в новых складах, с другой стороны, не готовы гаран­тировать аренду в строящихся объектах со сроком готовности более 3-х месяцев, из-за чего девелоперы не спешат с реализацией проектов.

В качестве альтернативы прямой аренды мы видим перспективу развития услуг от­ветственного хранения, причём в регионах потенциал развития услуги намного выше: средний объём хранения, по сравнению с центром, значительно ниже, а доля опера­ционных затрат при самостоятельной обра­ботке груза выше, потому что помимо арен­ды склада необходимо держать персонал, арендовать или покупать складскую технику и т.д.

Эту тенденцию подтверждает рост ре­гиональных сделок на 1500-3000 паллетомест в Екатеринбурге, Казани, Уфе, Ново­сибирске и других городах за последний год. Растёт и доля сделок по аренде складских площадей, где в качестве арендатора вы­ступают логистические операторы. Заметно вырос уровень сервиса в регионах — региональные логистические операторы начи­нают наравне конкурировать с именитыми международными компаниями. Причём иностранные арендаторы нередко делают свой выбор при поиске логистического опе­ратора в пользу локальных логистов. При­чина в том, что такие компании, имея за плечами 5-10 лет работы в своем регионе и устойчивую материальную базу, имеют вы­сокую готовность к решению нестандартных задач в условиях региональной специфики при высоком уровне сервиса.

Как показывает практика, модели биз­неса, хорошо зарекомендовавшие себя в одних регионах, не всегда одинаково эф­фективно работают в других в силу ряда особенностей: качества региональной ин­фраструктуры и сервиса, стоимости услуг, административной поддержки и др., и за­частую необходимо время на оптимизацию работы и детального изучения рынка в от­дельно взятом регионе.

Регулярно анализируя рынок логисти­ческих услуг, индустриальной и складской недвижимости, мы можем с уверенностью утверждать, что всё-таки тенденция к децен­трализации дистрибуции в ближайшее вре­мя сохраниться, и спрос на логистические услуги и качественные складские площади в регионах будет расти.

По материалам журнала «Складской комплекс №4 2013».

Оставить комментарий